jana_djukova: (я)
[personal profile] jana_djukova

Писала я тут "по долгу учёбы" реферат на свободную тему, и стало мне интересно рассмотреть сочетание этих феноменов или, наверное, вернее будет сказать – пересечение этих понятий.


     Ксенофобия

Надпись на входе в магазин: «Евреям и собакам вход воспрещён».
А мы в наш магазин впускаем всех…
Нет, с завтрашнего дня я тоже вывешу запрет… Кого ты не любишь?
Пауков.
А я не люблю вестготов. Завтра я напишу – паукам и вестготам не входить.
Надоели мне эти вестготы! Все, с меня хватит! Сколько можно?!

К/ф «Жизнь прекрасна», Роберто Бениньи

Ксенофобия – страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного – который оформляется в литературе как «нормальный», с точки зрения разнообразных исторических и биологических закономерностей. Одновременно фобия определяется как «симптом, сутью которого является иррациональный неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги в определённых ситуациях или в присутствии (ожидании) некоего известного объекта».

Рассматривать ксенофобию только как фобию трудно из-за высокого «общественного статуса» этого расстройства: в отличие от страхов, зачастую он рассматривается «носителем» и его окружением не как личное страдание, а как социальное явление.

Примечательно, кстати, что и во многих источниках представление о «нормальности» ксенофобии рассматривается как разумное и чуть ли не биологически обоснованное.

Часто она считается такой «особенностью», которая иногда становится поводом для объединения, и в некоторых случаях дело доходит даже до предвыборной программы, иногда считается «социально опасным феноменом», иногда преследуется по закону.

Как «преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» (глава 19, ст. 136 УК РФ) и «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (глава 29, ст.282 УК РФ).

В психоанализе фобией считается и навязчивый невроз, при котором тревога – ведущий и определяющий поведение симптом. И тогда, как пишет «Википедия», «фобия понимается как синоним фобической болезни или тревожной истерии». Понятия ксено-, русо-, юдо-, гомофобии считаются не фобиями в клиническом смысле, – продолжает тот же источник, –  а скорее иррациональное негативное отношение к чему-либо, не имеющее патологического характера.»

А «истерия, как пишет та же «Википедия», расстройство личности, характеризующееся неиссякающей потребностью в получении внимания, неустойчивой самооценкой, переоценкой значимости пола, наигранным поведением и др.» Экзистенциальный анализ рассматривает истерию в клиническом курсе, то есть – как заболевание, личностное расстройство, о котором мне теперь особенно хочется поговорить контексте ксенофобии.

Вообще, истерия – состояние или расстройство, при котором человек не чувствует, не ощущает себя – своей целостности и своих границ. В зависимости от степени нарушенности, чувствование и даже само понятие границ может подменяться представлением о законах и приличиях (и тогда мы наблюдаем проявления истерии, в т.ч., в руководящих кругах, педагогических коллективах и на сцене), а может вообще полностью отрицаться (что выливается в заметную психопатологию и регулярные «проблемы с законом»).

Ощущение ценности своего я не питается при этом расстройстве личными ценностями вроде любви или осмысленности, а словно бы компенсируется видением «плохости» окружающих.

Иногда человек переживает ощущение угрозы, когда его «не видят и не уважают, когда ему не оставляют пространства, когда он чувствует стесненность, – пишет Альфрид Лэнгле. – Угроза чувствуется также, когда человек ощущает, что у него слишком много пространства, высоты, простора, в отсутствии привязанности к чему-то, а также и в «головокружении от свободы», когда ничто и никто не препятствует и не бросает вызова». Согласно экзистенциальному анализу, в отличие от страхов, связанных с угрозой потери жизни или утраты отношений, – это страх слабого «я», которое боится потерять себя, потеряться.

А. Лэнгле С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии. – М.: Генезис, 2011.

Г. Солдатова и А. Макарчук в своей книге выделяют, в числе прочих видов ксенофобии, фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам».

Г. Солдатова и А. Макарчук. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. – М.: Генезис, 2006.

То есть неважно, кто ты; важно, что ты «другой» и, соответственно, чужой для той или иной группы людей.

…И существует, на мой взгляд, не менее загадочный феномен лидерства – когда «другой» становится не просто «своим», а – воплощением «своего».

К слову сказать, и Адольф Гитлер не был «таким, как все»: его воззвания с самого начала не отражали одного «уныния нации». Насколько я знаю, он сразу назвал и «виноватых», и «самых лучших», и способы борьбы и восстановления «справедливости». То есть, стремясь к власти, он дал людям ту опору, которой у них не было: идентичность, рамки, обоснование (известно, что немецкоязычному сообществу особенно того времени были особенно свойственны чинопочитание и законопослушность, что абсолютно «подходит» к приведенному выше описанию истерии).

Как это вообще может быть?..

Лидерство

Лидер – der Führer.

Русско-немецкий словарь

Слово лидерство (leadership) произошло от английского глагола «lead» – «вести». Насколько я понимаю, лидерство вообще имеет смысл, только если у человека есть последователи, команда.

Конечно, последователи хотят подражать своему лидеру и следовать за ним; а из предыдущего абзаца с необходимостью следует, что «короля играет свита».

И вот здесь мне снова хочется обратиться к Экзистенциальному анализу, который говорит, что одна из автоматических, инстинктивных человеческих реакций – кооперироваться против того, что «нам всем не нравится». Так вот, похоже, что легче всего люди и правда объединяются и начинают бороться против чего-то, что им до объединения просто сильно не нравилось или просто немного пугало.

И, конечно, тот, кто может убедительно и понятно для самих испуганных обосновать, почему не нравящееся им не нравится не просто так, а «само по себе, объективно является плохим», и найти – позитивный для них – выход, становится в такой компании лидером.

Более того: поскольку страх – ощущение не из приятных, а чувство потери идентичности – не из сохраняющих собственное достоинство, то, во-первых, особенную признательность вызывает человек, парадоксальным образом восстанавливающий, замешивающий на этом коктейле новые границы и, соответственно,  новую идентичность для своих сторонников;

и во-вторых – именно тот, кто изначально воспринимался как «не нравящийся» и «чужой», имеет больше всего шансов стать лидером в группе, благодарной ему за снижение страхов.

Вывод

…Все-таки похоже, что ксенофобия имеет в своем основании фобию настоящую – истерическую;

причем личная ксенофобия как социальное явление связана с действительной и давней потерей идентичности и страхом перед дальнейшей утратой собственных границ и отношений;

а общественная, объединяя под своими «знамёнами» отдельных страдающих личной ксенофобией людей, превращает их «стыдный недуг» в силу и даже предоставляет лидера, который внешней яркостью, непримиримостью и несгибаемостью маскирует своим сторонникам нехватку их собственной позиции.

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

jana_djukova: (Default)
Яна Дюкова

May 2016

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
2223 2425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 21st, 2017 12:38 am
Powered by Dreamwidth Studios